Раннее развитие


Статьи раздела:

Играем в «перестановочки»!

(лингвистика для малышей-2)

Во втором номере нашего журнала за этот год мы рассказывали о том, как с помощью различных игр дать детям представление о фонетике русского языка. Сегодня мы поговорим о другом разделе лингвистики – морфологии (напомню, морфология изучает словоформу).

В математике говорится, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. А в языке? Очень даже! Помните, на прошлом занятии мы переставляли буквы в различных словесных цепочках, меняли буквы одну на другую, а то и вовсе убирали их из слова, и каждый раз получали новые результаты. А теперь попробуем поиграть не с отдельными буквами, а с целыми частями слова. Такие игры вполне подойдут и для малышей, которые только начинают читать, и для тех, кто учится в начальной школе.

А, может, пишет суффиксы в тетрадь...

Только мы не будем пока переписывать суффиксы в тетрадь. Лучше мы в них поиграем. Подготовка к такой игре займет у вас буквально несколько минут. Нам нужно будет сделать мини-книжку, у которой части страниц будут перелистываться по отдельности. Для этого лист бумаги формата А4 разрезаем поперек на три части, складываем каждый прямоугольник пополам, вкладываем все три один в другой и скрепляем посередине степлером, чтобы получилась маленькая тетрадка из шести страничек. Одновременно разрезаем все шесть страничек посередине перпендикулярно сгибу. Получаем тетрадку, состоящую из двух половинок, каждая из которых перелистывается по отдельности (наподобие двух отрывных календариков, соединенных вместе). Можно использовать и маленький блокнотик или бумагу для записей, надрезав несколько страничек перпендикулярно линии их соединения. Таких книжек у нас будет множество – они помогут нам в лингвистических играх, наглядно демонстрируя метод «перестановочек».

Повернем получившуюся книжицу сгибом вверх. Теперь на одном уровне (примерно посередине каждого «календарика») будем писать слова. Заметим сразу, что использованы будут не все странички, просто такой формат наиболее удобен для изготовления. На трех страничках левого «календарика» напишем ДОМ, НОЖ, НОС. Первую страничку правого «календарика» оставим пустой, а на двух следующих напишем ИК, ИЩЕ. Таким образом, две половинки каждой странички составят целое слово. Заодно решим простенькую задачку по комбинаторике – сколько слов можно составить из этих половинок? Проверим? Для этого соединим корень и суффикс и получим: дом-домик-домище, нож-ножик-ножище, нос-носик-носище. Можно разделить книжку не на две, а на три части, добавив таким образом еще один «календарик». Третий «календарик» будет состоять из девяти страничек, на которых ребенок нарисует ответ-отгадку – дома, ножи и носы разных размеров. Составляя слово, можно будет дополнить его соответствующей картинкой.

Термин «суффикс» можно пока не называть. Попробуйте спросить у малыша, для чего нужна эта часть слова. Может быть, она похожа на гриб в знаменитой сказке про Алису, который помогал девочке то вырасти, то снова уменьшиться?

Функции этих суффиксов отлично демонстрирует и веселое стихотворенье О.Григорьева.

Былина

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамейке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты дурачище».

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славище взял скамеищу

Да как треснет Борище в шеищу.

Плачет Славочка под забориком,

Под скамеечкой плачет Боренька.

Какие суффиксы вместе с ребенком вы обнаружите в этой былине?

Конечно, суффикс может иметь и другие функции. Посмотрим, например, на цепочку слов: СТРОИТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ, СЛУШАТЕЛЬ, СМОТРИТЕЛЬ, ЧИТАТЕЛЬ. Запишем их так же, чтобы видно было, что первая часть слова может меняться, а суффикс у всех слов общий. Про кого говорят ...-ТЕЛЬ? Может, малыш попробует сам ответить на этот вопрос?

Приставим приставку!

А теперь посмотрим, какая часть слова бывает перед корнем. Это, конечно, приставка.

Укрощаем тигров

Подготовительная работа такая же. На каждой страничке левой части пишем: ПЕРЕ, ЗА, ВЫ. А на каждой страничке правой стороны напишем неизменяемую часть слова: ПРЫГНУТЬ, РЫТЬ, БЕЖАТЬ. Задача та же – составить слово. Можно сказать, что здесь приставка стала укротительницей тигров, ведь именно она заставляет их то перепрыгивать через обруч, то запрыгивать на тумбу, то выпрыгивать из клетки и т.д.

Теремок (игра с приставкой ПРИ)

Для этой игры нам понадобятся не два, а три «календарика». Первая часть слова – приставка ПРИ. Вторая часть будет меняться: ЛЕТЕЛА, СКАКАЛА, БЕЖАЛ, ШЛА, МЧАЛСЯ, ТОПАЛ. На третьей части напишем: МУХА, ЛЯГУШКА, ЗАЙЧИК, ЛИСА, ВОЛК, МЕДВЕДЬ. Если ребенок только начинает читать, то в третьей части можно ограничиться изображением жителей теремка. Вместе с ребенком вспомните историю о заселении теремка, выберите, кому какое действие подходит. В игре малыш придет к важному выводу, что одну и ту же приставку можно присоединить к разным корням, а заодно запомнит, что о приближении говорит приставка ПРИ, а не ПРЕ.

Бременские музыканты (игра с приставкой ЗА)

Ваш малыш наверняка помнит замечательный эпизод из сказки «Бременские музыканты», когда бродячие артисты насмерть перепугали лесных разбойников, крича не своими голосами. Теперь у вас есть возможность показать эту историю, что называется, в лицах, а заодно и поупражняться в составе слова.

Итак, первая часть слова – неизменная приставка ЗА. Вторая часть, как и в предыдущей игре, меняется: ЛАЯЛ, МЯУКАЛ, КУКАРЕКАЛ, ОРАЛ ПО-ОСЛИНОМУ. А на каждой страничке третьей части нарисуем персонажа, или напишем: ПЕС, КОТ, ПЕТУХ, ОСЕЛ.

Сначала пусть звери говорят, как положено: залаял пес, замяукал кот, закукарекал петух, заорал по-ослиному осел. А теперь «перепутаем» странички! Для того, чтобы игра была веселой и эмоциональной, не возбраняется и самим громко покукарекать или помяукать. И по ходу дела ненавязчиво заметим, что приставка ЗА здесь показывает начало действия: сперва пес молчал, а потом ЗАкукарекал и т.д.

На языке приставок

Как вы думаете, можно ли разговаривать только приставками? Давайте попробуем! Назовите малышу приставку, а он пусть догадается, к какому слову ее нужно «приставить». Итак, представьте, что вы сидите перед телевизором.

В-! Что нужно сделать?

Включить телевизор.

ПЕРЕ-!

Переключить на другую программу.

ВЫ-!

Выключить.

Теперь сядем на стульях или просто на полу на некотором расстоянии друг от друга. Что нужно сделать, если взрослый скажет:

ПОДО-!

Пододвинуться, подойти.

А теперь ОТО-!

Отодвинуться, отойти.

А в конце – окончание

На принципе «перестановочек» можно познакомить малыша и с понятием окончания.

На первом «календарике» напишем неизменяемую основу слова ВЕСЕЛ-. На четырех страничках второго «календарика» напишем окончания: ЫЙ, АЯ, ОЕ, ЫЕ. На третьем «календарике» – нарисуем, допустим, мальчика, девочку, солнышко и группу детей. Теперь составим слово, подобрав нужное окончание и ответ-картинку. Заметим по ходу дела, что окончание множественного числа ЫЕ подходит для всех трех родов.

Когда ребенок станет постарше, на таком наглядном примере его можно познакомить и с падежными окончаниями существительных, и со спряжением глаголов. На «перестановочках» видно: для того, чтобы найти окончание, нужно изменить слово. Но есть такие слова, которые изменить нельзя, они не имеют окончания. Например, слово ДОМ изменяется: ДОМА, ДОМУ, ДОМОМ, значит, у него есть окончание. Слова ЗДЕСЬ, ТАМ, ВЧЕРА, МЕТРО, ПОНИ, КЕНГУРУ не изменяются, а значит, окончаний не имеют.

Собери слово!

Итак, мы уже довольно серьезно продвинулись в морфологическом анализе слова, и настала пора обобщить наши знания. Заранее приготовим карточки, на которых будут написаны разные части слова.

Например, такие. Приставки: ПЕРЕ, ДО, ВЫ, ПРО, ПО, ЗА, У, НА. Корни (для начала ограничимся тремя корнями): ХОД, ВОД, НОС. Суффиксы: К, ИТЬ (конечно, строго говоря, это формант инфинитива, но пока такие подробности для ребенка не имеют значения), НИК, ЧИК. Окончания: А, И. Разные части слова можно написать разными цветами или обозначить их так, как это делают в школе (напомню, дуга для корня, крышечка для суффикса, квадратик для окончания, повернутая «плашмя» буква Г для приставки).

Наша задача: из имеющегося набора по очереди составить максимальное число слов (НАХОДКА, ПЕРЕХОД, ПЕРЕХОДНИК, ПРОВОД, ПЕРЕВОДЧК, ВЫВОД и т.д.). Добавляя новые части слова, в эту игру можно играть до бесконечности. Причем, всей семьей. Можно сравнивать получившиеся слова, в которых есть одинаковые части: что, например, общего, у слов ПЕРЕХОД, ПЕРЕНОС и ПЕРЕВОД? А у слов ВОДИТЬ, ХОДИТЬ, НОСИТЬ? Или что получится, если окончание А заменить окончанием И: НАХОДКА – НАХОДКИ?

Конечно, не всегда механистическое «приставление» приставок и суффиксов к корню рождает новые реальные слова. Но в этом тоже есть свой смысл. Попробуйте проследить, от какого слова образован тот или иной вариант: например, слово ПЕРЕХОДНИК образовано не от несуществующего слова ХОДНИК, а от слова ПЕРЕХОД.

Конечно, мы не ставим своей целью пройти весь курс русского языка в начальной школе, а уж тем паче – до школы. Наша задача гораздо проще – показать малышу, «как устроены слова», научить его видеть в слове составные части, и когда придет время для подробного и тщательного изучения, приставки, суффиксы и окончания будут для вашего ребенка не набором бессмысленных слов, а старыми, хорошими знакомыми. Не жалейте времени на игровые занятия, ведь интерес, зароненный сейчас к русскому языку, окупится потом сторицей.

Опубликовано в журнале "Аистенок" №9, 2004
 
Сайт создан в системе uCoz