Этнографические очерки


Статьи раздела:

Дорогая гостья Масленица

Нет в русской традиции праздника более яркого, бесшабашного и веселого, чем Масленица. Он находится на стыке двух времен года и двух миров – зимы и весны.

Весна в окно стучится

В ноябре Красавица-Зима в дорогой белоснежной душегрейке проезжала по горам – по долам. От ее леденящего дыхания природа замирала и погружалась в долгий-долгий сон, похожий на смерть. К марту, к приходу Весны-Красны, неприступная Зима, по народным представлениям, превращалась в уродливую, злобную старуху. Пора бы ей уже отправляться туда, откуда она пришла – за горы и моря, в свои снежные хоромы, чтобы проснулась и расцвела застывшая от холода земля. Для этого и существует Масленица, знаменующая собой начало сельскохозяйственного (а в средних веках) – и календарного года.

Трогать землю (пахать, сеять, копать, строить заборы) пока еще нельзя. Чаще всего работы на земле начинались с другого весеннего праздника – Благовещенья. Земля, по народным поверьям, еще спит, и ее нужно разбудить. Не потому ли столь громко и радостно встречали наши предки Весну?

В славянской мифологии Масленицей называли некое существо, которое символизировало одновременно Плодородие, Зиму и Смерть. Аналогичный персонаж существовал и в западной мифологии. Знаете, как он назывался? Карнавал! Да-да, название веселого костюмированного праздника происходит от двух итальянских слов carne (мясо) и vale (прощай). Кстати сказать, в Масленицу тоже запрещено было есть мясо, причем переход к этому запрету был на удивление грамотным, с точки зрения современной диетологии. Он начинался за две недели до Масленицы. Первая была «всеедной», в ней отсутствовали постные дни. Следующая неделя – «рябая», потому что постные и скоромные дни в ней чередовались. Канун Масленицы – это и есть Мясопуст («прощай, мясо!»), с которого по православному церковному уставу мясная пища становится запрещенной. Иногда даже разводились ритуальные костры, в которых положено было сжечь остатки мяса. Но зато во время Масленицы можно вовсю употреблять яйца и молочные продукты.

Сама Масленичная неделя делилась на две части – от воскресенья до среды она называлась узкой (в это время допускались хозяйственные работы), а от четверга до воскресенья – широкой.

Как на Масленой неделе

Каждому дню масленичной недели дано было свое имя:

Понедельник — Встреча;
Вторник — Заигрыши;
Среда — Лакомка;
Четверг — Разгул;
Пятница — Тещины вечерни;
Суббота — Золовкины посиделки;
Воскресенье — Прощеный день.

В понедельник встречали Масленицу – «Ой, мы масленицу устречали, Мы блинками гору устилали...». Свекр со свекровью отправляли невестку на целый день к родителям, а потом и сами приходили к сватам, где за чаркой водки намечали программу визитов – нужно было повидаться со всей родней, а это не так-то просто было сделать, учитывая размер семей. К понедельнику устраивали катальные горы, качели, балаганы.

Вторник получил название Заигрыши. В этот день молодежь ходила друг другу в гости, а также покататься с гор – себя показать и на других посмотреть: парни присматривали себе невест, а девушки поглядывали на суженых-ряженых. Вообще Масленая неделя в значительной степени связана с семейно-брачными отношениями. В это время чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года, катали их по селу. Но если молодые были скупы на угощенье, их могли прокатить и не в санях, а на бороне. А тех, кто не вступил в брак, против ожиданий односельчан, ждало символическое наказание (это тоже был особый масленичный обычай) – парню или девушке к ноге привязывали «колодку», роль которой исполняла ветка, лента, кусок дерева. С этой «колодкой» положено было ходить до тех пор, пока не откупишься деньгами или угощеньем.
На Среду-Лакомку тещи звали в гости своих зятьев – на знаменитые «тещины блины». Сложнее всего приходилось тем тещам, у которых много было дочерей – и соответственно – зятьев. Ведь всех нужно было накормить-напоить, никого в обиде не оставить. А что делать? «Хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!» – предписывала поговорка. Считалось, что на Масленицу, а особенно на Лакомку нужно есть много – тогда и год весь будет сытым.

С четверга начиналась собственно Широкая Масленица. Потому и четверг иногда называли Широким, Разгуляй-четвертком. Больше всего этого дня ждали дети. Ведь в этот день с раннего утра наряжали лошадей, обвешивали их разноцветными лоскутками, колокольчиками, бубенчиками, готовили сани. И всей гурьбой – от мала до велика – катались с песнями по деревне. Причем, кататься следовало не просто по кругу, а по часовой стрелке – «по солнцу». Считалось, что это поможет солнцу «разгореться». После ребятишек наступала очередь «большаков» – молодежи. Иногда устраивали и «девичьи съезды» – в них участвовали только женщины, а мужчины не допускались вовсе.

С четверга по деревне начинали возить соломенное чучело Масленицы, просили блинов с песнями:

Трынцы-брынцы, пеките блинцы!

Мажьте масленее!

Трын-трынца, подайте блинца!

Тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масленый кусок!

Тетушка, не скупися,

Масленым кусочком поделися!

Особым смыслом наполнялось и катание с гор. Считалось, что чем дальше будет санный путь с горы, тем выше вырастет лен. Сугробы еще не сошли, а наши предки уже думали о будущем урожае!

В пятницу праздновали тещины вечерки. Это праздник для тещ, которых зятья угощают блинами. Причем, тещу следовало не просто пригласить в гости, а нанять специальных «позываток» – женщин, которые передавали приглашения из одного дома в другой. Позываток встречали с почетом, угощали их блинами и вином и просили кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Зять, привечая тещу, старался изо всех сил, приглашал вместе с ней всю ее родню – пусть все видят, что «у тещи зятек – любимый сынок».

Суббота – это золовкины посиделки.

Золовкой называется сестра мужа. Устраивать золовкины посиделки принято было по-разному. В одних местах молодая невестка приглашала к себе в гости мужнину родню, в других – сама золовка созывала в гости своих подруг. Новоиспеченная невестка должна была одарить всех своих золовок подарками.

Блин – не клин

Блины были основной масленичной едой. Впереди был Великий пост, и народ стремился напоследок наесться скоромной пищей – не все коту Масленица, придет и Великий пост.

Блины – это не просто вкусное блюдо, в нем заложен глубокий ритуальный смысл, особенно у русского народа. У других славян эту роль выполняют различные виды хлеба, каша (кутья), зерно. Символика этой пищи связана с представлением о смерти и потустороннем мире.

Не случайно первый блин предназначали умершим: его положено было класть на божницу или на окошко – «для родительских душ». Иногда первый блин отдавали нищим, чтобы те помянули души усопших, или выносили на могилу (ведь нищие считались посредниками между миром живых и мертвых).

Чучело Масленицы в обряде проводов-похорон тоже держит в руках блин. И вообще потусторонний мир, небо, куда улетают души умерших предков, тоже связан с блинами. Существует, например, русская сказка о старике, который полез на небо и увидел там избушку из блинов.

Посторонним строго-настрого было запрещено смотреть на таинство – выпекание блинов. Считается, что чужой взгляд может испортить румяное и ароматное лакомство. Одни хозяйки выходили вечером готовить опару на реку, озеро или к колодцу, другие готовили ее на своем дворе из снега при свете месяца. При этом женщины пели:

Месяц, ты, месяц,
золотые твои рожки
взгляни в окошко,
подуй на опару.

Как и с чем ели блины

Позволим себе процитировать писателя А.И.Куприна: «Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее все прогревающее солнце, блин полит растительным масолм – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин – символ солнца, красных дней. Хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

Именно с тем, что блин похож на солнце, связан запрет есть его ножом и вилкой – только руками! Разве можно ножом ранить солнце? «Блин не сноп – на вилы не наколешь»...

Мягкие, рыхлые блины пекли из различных видов муки – пшеничной, гречневой, овсяной. Традиционные закуски к блинам – сметана, соленая или копченая рыба, варенье, мед, маслины, икра. Вот еще одна цитата из Куприна: «Она ест блины горячими, как огонь, ест с маслом, со сметаной, с игрой зернистой, с паюсной, с салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, с селедками всех сортов, с кильками, шпротами, сардинами, с семужкой и с сижком, с балычком осетровым и с белорыбьим, с тешечкой и с осетровыми молоками, с копченой стерлядкою и со знаменитым снетком из Бела озера. Едят и с простой закладкой, и с затейливо комбинированной».

Похоже на сказку, правда?

Прощеное воскресенье

Не случайно веселая разгульная Масленица заканчивалась строгим Прощеным воскресеньем. Чтобы окончательно прошел старый прожитый год, нужно было проститься с ним, отпустить старые обиды, и тогда они не будут омрачать новую жизнь. Прощались – просили прощенья у живых и мертвых, и потому – ходили на кладбища, поминали родных и близких. Масленица подчеркивала не только единство человека и природы, но и единство живых и умерших (не случайно Масленице предшествует Вселенская родительская суббота).

Нам, и взрослым, и детям, уверенным в своей правоте, психологически не так-то легко попросить прощения. «Идти к Гришке и поклониться в ноги?.. А вдруг он возьмет и скажет: «Не прощаю!» Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи очистились» (И.Шмелев).

И этому тоже нужно учиться – признавать свои ошибки, просить прощенья у тех, кого мы обидели, и прощать самим своих обидчиков.

В Прощеное воскресенье прощались и с Масленицей – ее положено было сжечь или похоронить. Для ритуального костра собирали дрова, хворост, хлам. Вокруг разгорающегося огня (тоже символа солнца) водили хороводы, плясали и пели:

Ах, Масленица, обманщица,

Довела до поста -

Сама удрала.

Масленица, воротись,

В Новый год покажись!

И годовой цикл повторялся снова...

Опубликовано в журнале "Аистенок" №3, 2005
 
Сайт создан в системе uCoz