Здоровье


Статьи раздела:

Чем заесть гранит науки

Какая картинка всплывает в вашем воображении при мысли о школьных завтраках? Буйная очередь, тарелка манной каши, пирожок с повидлом, липкий кисель... Неужели и у современных школьников все то же самое?

Ситуация, к счастью, изменилась, и прогресс, наконец коснулся школьных столовых. И из нескольких форм организации питания школы сегодня могут выбрать наиболее подходящую. Однако далеко не все еще здесь замечательно, у каждого метода есть свои достоинства и недостатка.

Буфет-раздаточная. Встречается в небольших школах, где нет возможности организовать полноценную столовую. Предполагает наличие двух прилавков: одного с подогревом (термит), другого – с охлаждением (холодильник). Готовую еду привозят в больших контейнерах и раздают школьникам на месте.

Обычно в буфете-раздаточной бывает выпечка, горячие напитки (чай, кофе, какао), сок.

(+) еда обходится недорого.

(-)Путь завтрака до желудка школьника довольно долог.

Столовая-доготовочная. В ней готовят традиционным способом прямо на месте. Но ее не везде возможно организовать – нужна большая производственная площадь.

(+)Ученикам еда достается с пылу, с жару.

(-)качество питания остается на совести поваров, государству отдельные столовые труднее держать под контролем, чем большой комбинат школьного питания.

«Бортовой метод» Помните лоточки, которые с милой улыбкой разносят пассажирам стюардессы? В школах сейчас есть и такой вариант. Завтраки готовят на комбинате школьного питания, здесь же их упаковывают в индивидуальную одноразовую тару и быстро охлаждают. В школьном буфете остается только разогреть еду непосредственно перед подачей. В общем, это вариант буфета-раздаточной, только блюда раскладывают по порциям не в буфете, а на комбинате.

(+) с точки зрения эпидемиологов это более безопасно, чем другие методы.

(-) завтраки получаются дороже , потому что необходимо специальное оборудование и на комбинате, и в школьном буфете.

(-)во время транспортировки, хранения и разогрева качество пищи ухудшается.

Шведский стол Он теперь есть не только в отелях! В некоторых школах старшеклассники сами выбирают себе закуски и гарниры и сами себе их накладывают.

(+) позволяет организовать разнообразное питание

(-)трудно проконтролировать, чем из предложенного изобилия питается ребенок

(-)есть риск кишечных инфекций

Скажем честно, что два последних метода лишь начинают внедряться в российских школах. Возможно, за ними – будущее. А что в настоящем?

Чем кормят в школе?

Мы провели небольшой опрос на тему того, как питаются дети в школе. Результаты, надо сказать, были противоречивые. Одни говорили, что в школьной столовой просто опасно питаться, другие – что в школе кормят вполне неплохо. Московская школа «Ковчег, например, придерживается вегетарианского питания (при этом допускаются яйца и молочные продукты). В этой школе на завтрак детям дают кашу, блинчики или сырники, политые вареньем или сгущенкой, в обязательном порядке на столе свежие фрукты (яблоки, груши, киви, апельсины) и кисломолочные продукты (йогурт, творог). На обед – вкусные овощные супы, запеканки, котлеты из овощей. Если класс отправляется на экскурсию, то обед или полдник выдается сухим пайком – небольшие упаковки сока, вафли, печенье, фрукты.

При этом в других московских школах ребенок на завтрак получает бутерброд с маленьким кусочком сыра и стакан мутноватого, часто несладкого чая. Подчас дети жалуются, что если на завтрак бывает что-то более съедобное, то всем может и не хватить.

От чего зависит питание в каждой конкретной школе, сказать трудно. В одном случае – от дополнительных денег, вкладываемых родителями, в другом – от добросовестности поваров, в третьем – от политики директора школы. Увы, заранее предугадать, что будет ждать вашего ребенка в столовой, очень сложно.

Если среди первоклашек тех, кто завтракает в школе, набирается треть, то к старшим классам приверженцев школьной еды остается всего лишь 5 %. Есть, правда, надежда, что они смогут утолить голод тем, что продается в школьном буфете. Но чем же именно? Статистика, увы, не утешает. В 93% школьных буфетов представлены выпечка, шоколад, вафли и печенье, а вот фрукты встречаются только в 30%, фасованные салаты – в 15%. Овощей в школьный рацион попадает крайне мало, зато макароны, сосиски, копченая колбаса и сладости найдутся в нем всегда. Эти-то продукты и попадут в желудок школьника, отказавшегося от организованных завтраков.

Еще хуже, когда дети в школе вообще не едят: то, что тут дают и продают им не подходит, а приносить что-то из дома им неудобно. Зато ужин у таких терпеливых учеников бывает обильным и достаточно поздним. А в результате – школьный гастрит. Возникает законный вопрос, что делать?

Научить ребенка выбирать полезную еду, заботиться о своем здоровье, самому контролировать, что и как он ест. Тут родителям впору рассмеяться – советовать просто, но как же это сделать на самом деле?

Спасение утопающих...

Воспитывать культуру еды нужно еще в раннем детстве. Даже дошкольнику вполне доступно представление о том, что в течение дня бывает завтрак, обед, полдник и ужин. За трапезой обратите внимание ребенка на часы, покажите, где находятся стрелки, повернитесь к окну и посмотрите вместе с ним: солнышко встает, мы завтракаем, а теперь солнце уже высоко, пора обедать. После обеда поспали, снова посмотрели на часы – время для полдника. А вечером, когда солнце заходит, садимся ужинать. Так кроха учится организовывать свое питание. И если в детском саду или дома главная ответственность лежит на воспитателях и родителях, то в школе он сам решит, на какой перемене пора съесть принесенный из дома бутерброд или яблоко, а, вернувшись домой, сможет организовать себе простой обед.

Отдельная тема – выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок, находясь в здравом уме и твердой памяти, не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать! Доверьте малышу самому контролировать свой рацион. Можно, например, завести специальный дневник, куда ребенок будет записывать или рисовать самые полезные блюда, которые он съел в течение дня. Разделите все продукты на самые полезные (которые нужно есть ежедневно), полезные (употребляемые не каждый день) и те, что можно есть нечасто. К первой группе относятся овощи и фрукты, мясо, рыба, растительное масло, молоко, йогурт, сыр, крупы. Вторая группа включает яйца, мед, орехи, сухофрукты, макаронные изделия, нежирные сорта колбасы и сосисок, бобовые. И, наконец, третья группа продуктов – кондитерские изделия (торты, пирожные), копчености, мороженое, шоколад, жирные соусы и пр.

Таким образом, незаметно для самого себя ваше чадо научится оценивать полезность своего дневного рациона. Обсудите с ним результаты дневниковых записей – на прошлой неделе ты съел пять полезных продуктов, а на этой – целых восемь!

Да и с пресловутой кашей можно поэкспериментировать. Что, если добавить в нее орешки, семечки, сухофрукты, или может быть, горсть свежих ягод? А если не просто добавить, а нарисовать забавную мордочку, выложив из изюминок глазки, нос – из орешка, а рот – из капли яркого варенья?

О том, что перед едой положено мыть руки, знают все. Только дети почему-то об этом забывают. Не ругайте малыша и не сердитесь на него. Лучше повесьте на видное место большой календарь, и пусть ребенок сам отметит улыбающейся рожицей те дни, когда он ни разу не забыл вымыть руки перед едой. Уже к 5-6 годам у ребенка должно быть сформировано представление о свежести продуктов. Обращайте его внимание на запах, цвет, вкус того или иного блюда. Приучите малыша к тому, что даже при малейших подозрениях на несвежесть продукта, есть его ни в коем случае нельзя. Увы, питание в школьных столовых не всегда безопасно для наших детей. И очень важно, чтобы ребенок обращал внимание на то, что он ест.

С чего начинается день

И конечно же, обратите внимание на то, что ваш школьник ест утром перед школой. Завтракать дома нужно обязательно, на этом настаивают все детские диетологи! Даже если школьная еда качественная, здоровая и очень нравится вашему ученику, он до нее доберется не сразу. И в результате стресс и напряжение первых уроков непосильной тяжестью ляжет на голодный желудок. В результате до пресловутого школьного гастрита, а то и язвы – рукой подать. Чем же кормить школьника дома?

Подойдут мюсли, различные хлопья с молоком или йогуртом, омлеты, яйцо всмятку, горячие бутерброды. Любят дети и блинчики с различными начинками, сырники, которые лучше приготовить с вечера (ведь эти блюда не относятся к разряду самых быстрых), а утром останется только разогреть их на сковороде или в микроволновке.

Даже обыкновенная овсянка может быть съедена с удовольствием, если добавить в нее сухофрукты, орехи, варенье.

Завтрак для отличника

Учтите, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Например, мозгу для интенсивной работы просто необходима глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов сделайте ребенку небольшое послабление в диете.

Витамин В1 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень актуален в школьном рационе – помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Обратите внимание, этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах (фундуке, грецких орехах, миндале), в абрикосах, шиповнике, свекле, моркови, редьке.

Не забывайте и о фруктах. Имейте в виду, больше пользы и витаминов в недавно собранных фруктах. Такие есть даже зимой! Это цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии) или, например, гранаты.

Бизнес-ланч в портфеле

Многие родители по-прежнему дают ребенку завтрак с собой. Это тоже хороший выход, если конечно, еда питательная, сбалансированная, без консервантов и красителей, удобная и не пачкает рук.

Наши варианты: батончики с мюсли и сухофруктами, сухофрукты в пластиковой упаковке (чернослив, курага, изюм), йогурт, пластиковая баночка с салатом (в салате можно использовать отварной рис или макароны, овощи, семечки, орехи). Не забудьте и о небольшой упаковке сока или минеральной воде без газа.

Неплохая идея – пита (плоская лепешка, полая внутри). В кармашек питы можно положить домашнюю котлету, лист салата, кусочек огурца. Только не поливайте все это сооружение кетчупом и майонезом, ничего полезного для школьника в этих соусах нет, а под тяжестью учебников и тетрадей красивый сандвич рискует превратиться в однородную бесформенную массу.

Пропитание рекомендует:

Вместо традиционной котлеты приготовьте ребенку рубленый куриный бифштекс «Курочка Ряба». Он хорош не только в горячем виде, но в холодном – на бутербродах или в пите.

Вам потребуется:

0,5 кг куриного филе,

1 небольшая луковичка,

2 столовых ложки майонеза,

2 столовых ложки крахмала,

соль,

1 яйцо.

Филе нарежьте на мелкие кубики (со стороной примерно в полсантиметра), луковицу измельчите и добавьте остальные ингредиенты. Обратите внимание – продукты нужно именно мелко резать, а не пропускать через мясорубку, в этом случае в маленьких кусочках сохранится больше сока. Все перемешайте. Ложкой набирайте смесь и жарьте в разогретом масле, как оладьи.

Благодарим авторов образовательной программы «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппову, А.Г.Макееву за помощь в подготовке материала.
Опубликовано в журнале "Про Питание" №1-2, 2005
 
Сайт создан в системе uCoz