Первый ребенок – последняя кукла
Вундеркинд или игрушка?
О чем мечтает молодая мама, глядя на то, как мирно посапывает в кроватке ее долгожданный первенец?
Может быть, перед ее взором возникает концерт в Большом зале Консерватории, где ее кроха в бархатном костюмчике играет на флейте, и последние чарующие звуки тонут в шуме аплодисментов? Или о том, как ее сын устанавливает мировой рекорд по плаванью? Или, быть может, просто о том, как через пару лет она будет завязывать бантики на шелковистых локонах своей дочки и наряжать ее в самые чудесные платья с трогательными пышными оборками?
«Первый ребенок – последняя кукла», – говорит народная мудрость. Как часто первый ребенок становится неким полигоном для родительских экспериментов – педагогических, оздоровительных и прочих! Именно с первенцами родители чаще всего занимаются по новомодным обучающим методикам, учат чуть ли не с рождения читать, писать и считать, обливают холодной водой и завешивают все стены в доме учебно-дидактическими материалами. Конечно, бывают случаи, когда исключительно одаренный ребенок при поддержке родителей добивается необыкновенных результатов в спорте или в освоении школьной программы за год до школы. Но чаще всего подросшие малыши, «накушавшись» разнообразных методических достижений, утрачивают интерес к предмету еще до того, как этот интерес мог бы возникнуть естественным путем. А причина такого не слишком радужного исхода лежит в том, что родители были психологически не готовы к появлению наследника, они еще не почувствовали себя достаточно взрослыми и самостоятельными личностями. Поэтому, отождествляя себя с ребенком, они переносят на него свои амбиции и неосуществленные жизненные планы.
Психологическая неподготовленность к рождению малыша может проявляться и в другом, казалось бы, совершенно противоположном случае. К малышу порой относятся как к игрушке. Его целуют, кормят, одевают как на картинке из модного журнала, но считают, что он пока ничего не соображает. И тоскливо катая коляску по улице или ссорясь при ребенке с домашними, мама мечтает о тех далеких временах, когда сына или дочку можно, наконец, начать воспитывать. С каким детским восторгом юная мама представляет себе способы развлечения с «новой куклой-дочкой» – красивые «всамделишные» одежки, заколочки, туфельки. Потом, конечно же, будет музыкальная школа, табель отличницы, жених-супермен, дом – «полная чаша». В общем, картинка в стиле «розовый домик для Барби». Однако лет через двадцать эта женщина, скорее всего, будет жаловаться на то, что дочь непослушна, не оправдала ее надежд, не понимает самого близкого человека – свою мать. А проблема заключается в том, что мама опять же подсознательно отождествляет себя с дочкой. И считая дочку своим вторым «я», мама старается в ее воспитании компенсировать недостатки собственного жизненного пути. Ребенку задается определенная программа. Хороша она или плоха – речь не об этом, главное, что она привносится извне, а не выбирается самим ребенком.
Первенец в семье – всегда предмет особых забот для родителей. Зачастую новоиспеченные родители всего боятся – им страшно сделать с малышом «что-то не так». Поэтому первый ребенок нередко воспитывается в атмосфере повышенной тревожности. Даже у спокойных и уравновешенных пап и мам. Их действия в большей степени идут от головы, а не от сердца. Я помню, что со старшей дочкой мне все хотелось делать «правильно, по науке». Голос материнской интуиции я заглушала умными книжками и всяческими советами, на которые, понятное дело, окружающие не скупились.
А если к воспитанию малыша подключается многочисленный штат дедушек и бабушек, то атмосфера тревожности усугубляется еще и проблемами взаимоотношений со старшим поколением.
«Первый внук – первый ребенок»
Это, между прочим, продолжение пословицы о том, что первый ребенок – последняя кукла. И такое продолжение возникло не случайно. Оно имеет биологические и психологические причины.
Бабушки и процесс эволюции
До недавнего времени для биологов, занимающихся проблемами эволюции человека, бабушки, как ни цинично это звучит, не представляли собой никакого интереса. Ведь бабушки в силу своего возраста и биологических особенностей не могли дать потомства, и посему лишь скромно доживали свой век. Однако всегда существовало подозрение, что бабушки имеют какую-то особую функцию, ценную для общества. Какую же?
Чтобы ответить на этот вопрос, команда ученых из Шеффилдского и Туркского университетов во главе с Вирпи Луммаа решили внимательно изучить статистические данные XVIII и XIX веков. Оказалось, что чем старше были бабушки, тем больше внуков было в семьях. Наличие бабушек способствовало тому, что дети раньше начинали обзаводиться семьями и рожать собственных детей. Бабушка могла помогать детям в воспитании подрастающего поколения, опираясь на свой ценный жизненный опыт. А родители, рассчитывая на бабушкину помощь, смело заводили много детей. Была замечена и еще одна интересная особенность: чем дольше жила бабушка, тем позже наступала менопауза у ее дочери.
Так что наличие внуков и активное участие в их воспитании благоприятно сказывается на продолжительности жизни у представительниц старшего поколения.
Бабушка=мама?
Нередко бабушки и дедушки становятся главными воспитателями в семье. И это имеет свои социально-экономические причины. Ведь в большинстве семей отец и мать работают и будут работать на протяжении всего детства и отрочества их чада, а, следовательно, зачастую у них просто не хватает времени на воспитание наследника. Надежды молодой семьи фокусируются на бабушке. И бабушка, если она, конечно, не увлечена своим собственным делом, работой и личной жизнью, все свои нерастраченные силы бросает на воспитание любимого внука или внучки. Она-то как раз уже готова к «осознанному родительству», подчас настолько, что отождествляет себя с мамой несмышленой крохи. Порой бабушка и спит в одной комнате с ребенком, давая родителям «отдохнуть, пожить для себя и не хоронить в пеленках свою карьеру».
Наверняка, вам приходилось слышать такую, казалось бы, невинную бабушкину фразу:
«Доченька, я никогда не смогу поверить в то, что ты сама уже мама, для меня ты навсегда останешься маленькой девочкой».
Или восторженное умиление внуком:
«Так похож, так похож! Будто он и не внук мне, а сын!»
Вот простой пример.
Ольга с новорожденным сынишкой совсем недавно приехали домой из роддома. К ним зашла свекровь – познакомиться с внуком и помочь молодой маме. Кроху решили искупать. Галина Ивановна набрала теплой воды в новенькую голубую ванночку, вылила в нее раствор марганцовки, приготовила большое полотенце, чтобы завернуть малыша после купанья. Взяв мальчика, она стала его купать, воркуя что-то про его сильные ножки и красивые глазки, про то, как он похож на своего папу. Оля была возмущена до последнего предела. Ведь ее, МАМУ, совершенно никто ни о чем не спрашивал, не предлагал принять участие в первом купании, и вообще, «как будто матери у ребенка нет». А ведь Галина Ивановна действовала из самых лучших побуждений и рассчитывала, по крайней мере, услышать слова благодарности.
По разную сторону баррикад
В подобных случаях мама подсознательно убеждена, что бабушка стремится занять ее место, поэтому все бабушкины советы и действия она будет воспринимать в штыки. А повод найдется всегда. Родителям, и без того озабоченным множеством неотложных дел, постоянно приходят в голову разного рода неприятные мысли: «избалует его бабушка, а потом он не сможет адаптироваться в агрессивной социальной среде», «будет его кутать на прогулку в сто одежек, а потом он будет болеть без перерыва», «перекормит сладостями, а потом немедленно возникнет кариес, а там и до диабета недалеко»...
Главная причина конфликтов между новоиспеченными родителями и бабушками-дедушками заключается в том, что они по-разному воспитывают ребенка. По большому счету, это, наверное, естественно. Сказывается не только разница поколений, но и попытка исправить собственные ошибки – то, что не удалось сделать с детьми, бабушки и дедушки пытаются наверстать со внуками. И не просто пытаются, а торопятся, боясь не успеть – ведь в их жизни уже царствует осень, и не за горами – зима. Как говорится, «дети – до венца, а внуки – до конца»...
Родители и бабушки – тактика совместных действий
Вместо постоянной борьбы за власть лучше разделить сферы влияния. Конечно, идеальный вариант – когда бабушка и дедушка живут недалеко, но все-таки отдельно от своих выросших детей. В этом случае визиты к бабушке становятся для малыша настоящим праздником, а родители получают возможность отдохнуть, заняться друг другом. Если же такой возможности нет, и вы живете вместе, то лучше заранее договориться с бабушкой о том, чем и когда она будет заниматься с внуком. Может быть, это будет какое-то совместное увлечение, чтение любимой книжки или какая-то их собственная игра. Решите вместе (а не ставьте условия!), можно ли на улице покупать мороженное, когда нужно убирать игрушки, сколько смотреть телевизор – впоследствии это поможет избежать лишних проблем.